пн-вс: с 9:00 до 22:00
Заказать звонок
Позвонить
Оценка
Вконтакте Телеграм

Бронзолитейная фабрика Ф.Шопена

28 августа 2025
Время чтения: 4 минут

 Знаменитая фабрика Феликса Шопена славится своими изысканными бюстами царей, мелкой пластикой и разнообразными декоративными предметами для интерьера. Процветание фабрики было обусловлено тем, что талантливый предприниматель из Франции тонко улавливал новые модные тенденции, а отливки этой фабрики отличались высочайшим качеством, заслуживавшим множество положительных отзывов, они были практически эталоном. Тщательное изучение продукции конкурентов и способность предвидеть помогли Шопену своевременно начать производство мелкой пластики. Знаменитая фабрика не была создана на пустом месте.

Бюст Ф.Шопена. Иван Грозный
Бюст Ф.Шопена. Иван Грозный
Бюст Ф.Шопена. Царь Михаил Фёдорович

В начале 1810-х гг. по запросу Герена Ж. Шопен прислал из Франции мастеров (литейщиков, чеканщиков, позолотчиков), необходимое оборудование и инструменты, благодаря чему мастерская была прекрасно оснащена  ипо тем временам и стала образцом для других предпринимателей в этой области. Участие Ж.  Шопена в в деле этим не ограничивалось: он поставлял в Россию для мастерской Герена модели, среди которых, видимо, были как его собственные работы, так и работы других известных скульпторов того времени. Эта линия в ассортименте изделий мастерской Герена, а затем и Шопена, была определяющей до конца 1860-х гг. Выпускали жирандоли, канделябры, накладки для бумаг (пресс-папье), чернильницы, подсвечники и корпуса для часов. Подписные часы работы Герена 1820-х гг. (подпись бронзовщика проставлена на циферблате), хранящиеся в Петергофском музее-заповеднике, дают достаточно полное представление о характере его продукции в целом. Благодаря растущему спросу на интерьерную бронзу Герен примерно в середине 1820-х гг. смог открыть собственные магазины в Петербурге на Большой Морской, а позже и в Москве на Тверской улице. Кроме частных заказов, Герен выполнял и другие работы, например, к выставке 1829 г. он изготовил бронзовую оправу для стеклянной вазы работы Императорского стеклянного завода.  К началу 1840-х гг. мастерская Герена считалась одной из крупнейших в Петербурге и по объему производства уступала, пожалуй, только мастерской А. Шрайбера.  В 1838 г., когда Герену было около 60 лет, и он собирался отойти от дел, на должность управляющего пригласил сына его парижского компаньона Феликса Шопена.

Феликс Шопен стал управляющим крупной и прибыльной фабрикой Александра Герена в 1841–1842 годах. Французский литейщик быстро адаптировался к вкусам местной публики и текущей моде. Герен в основном производил предметы домашнего обихода и интерьера: подсвечники, часы, чернильницы, лампы и другие изделия в стиле ампир 1) . Феликс Шопен, продолжая создавать эти изделия, добавил множество изделий в стиле неорококо 2) с множеством изгибов, завитков и украшений. Игривые фигурки путти (маленьких, часто крылатых детей) порхали по часам и подсвечникам, чернильницам и другим предметам быта и интерьера, обвитым виноградной лозой, покрытым изображениями причудливых раковин и цветочных букетов.

 Всё это отвечало вкусам публики и стилю убранства дворцов и церквей. Завод отливал роскошные и сложные изделия для Зимнего дворца, Большого Кремлёвского дворца и других царских резиденций, а также для дверей Исаакиевского собора и Храма Христа Спасителя. В 1845 году Шопену было присвоено звание Поставщика Императорского Двора, он активно участвовал в различных российских и международных выставках, что ещё больше прославило его продукцию.

 Особая страница в истории завода – серия бюстов российских государей. Отнюдь не являясь реалистичными портретами, они были созвучны «русскому стилю» в бронзе, который Шопен продолжал развивать. Бюсты получили широкое распространение и отливались из различных материалов – от цинка до бронзы. Поначалу бюсты изготавливались в натуральную величину, но позднее Шопен купил патент на специальное устройство для уменьшения скульптуры и смог отливать те же скульптуры в разных размерах. Это событие способствовало росту популярности мелкой пластики, выпускаемой заводом, которая устанавливалась на рабочих местах и ​​отражала интересы, взгляды и благосостояние владельца.

 В области мелкой пластики и предметов интерьера Шопен, помимо аналогов французских произведений, сотрудничал и с русскими скульпторами. Вторую половину XIX века в России можно назвать периодом расцвета кабинетной и мелкой интерьерной пластики. Крупный фабрикант Ф. Шопен сотрудничал с такими прославленными мастерами, как Эжен Лансере , Артемий Обер , Марк Антокольский , Михаил Микешин, Андрей Гун.

 Однако в 1888 году, отчасти по экономическим причинам, а также в силу своего возраста, Феликс Шопен передал управление фабрикой Шарлю Берто. «Золотой век» фабрики продлился: Берто получил две золотые медали и стал поставщиком Императорского двора. Тем не менее, в 1903 году фабрика прекратила своё существование, став ещё одной примечательной страницей в её истории.